Для наиболее эффективной эксплуатации электродвигателей следует не только соблюдать правила, но следить за их состоянием, периодически проводя техосмотр. Своевременная замена износившихся деталей и устранение неисправностей позволит надолго продлить «век» движка. На какие факторы следует обращать внимание при проведении диагностики механизма?
Износ подшипников – самая частая причина поломки агрегата. Первый симптом износа – повышение шума электродвигателя во время работы. Чтобы определить, который из подшипников издает шум, можно воспользоваться методом прослушивания. Возьмите кусок проволоки сечением 6 мм и длиной от 30 до 50 см. Один конец приложите к тому месту на крышке двигателя, под которым находится подшипник, другой поднесите к уху, придерживая большим пальцем. Такой способ поможет вам выяснить, какой из агрегатов (двигатель или рабочее устройство) издает шум. Если оба механизма расположены достаточно близко или соединены через муфту, определить неисправность простым прослушиванием затруднительно, поэтому опытные электрики пользуются "проволочным" способом.
Второй симптом – нагрев подшипника. По обнаружении повышенной температуры подшипника при обычном режиме работы двигателя его лучше незамедлительно поменять.
Рабочий температурный режим у тех или иных моделей электродвигателей может различаться. Если вам приходится периодически эксплуатировать машину в более высоком температурном режиме, требуется своевременная замена смазки подшипников. Вибрация также пагубно влияет на состояние подшипников, поэтому постарайтесь сбалансировать агрегат до начала его работы.
Защиту следует подбирать исходя из того, что она не должна реагировать на каждый «скачок» тока, а отключать механизм только в случае, когда перегрузка может повлечь за собой поломку. Термическое реле устанавливается в соответствии с номиналом, который рассчитывается путем замеров данных при различных нагрузках. Для замеров применяются электроизмерительные клещи (клещи нагрузки). Грамотно установив защиту, вы обезопасите двигатель от перегрева, быстрого износа и случайных поломок.
На предприятиях устанавливаются графики ремонтов электрооборудования. Это дает возможность превентивно устранить неполадки или провести профилактические работы, чтобы примерно в течение года агрегаты функционировали бесперебойно.
Конечно, главное в двигателе – состояние механизма. Но если вы хотите привести в порядок и его внешний вид, делается это достаточно легко – с помощью хозяйственного мыла и кисти. Взбейте пену и нанесите ее на корпус. Подождите полчаса, затем смойте пену и вытрите двигатель сухой ветошью.
Эксплуатация электродвигателей в промышленности и быту будет беспроблемной, если соблюдать правила и бережно относиться к оборудованию, не перегружая его и своевременно осуществляя осмотр внешних и внутренних частей.