Коллекторные и бесколлекторные двигатели постоянного тока (ДПТ) не теряют своей актуальности, широко применяясь в качестве электроприводов подъемных и транспортных средств, поскольку обладают наиболее подходящими для этого пусковыми и регулировочными характеристиками. В этой статье мы рассмотрим особенности конструкции и применения разных видов ДПТ.
Конструкция двигателей постоянного тока со времени выпуска первых промышленных моделей (2 половина 19 века) не претерпела существенных изменений. Принцип действия базируется на свойстве разноименных полюсов магнита отталкиваться, а одноименных – притягиваться. В число основных элементов, из которых состоит ДПТ, входят:
Коллекторные двигатели можно условно разделить на две подгруппы, с меньшими и с большими мощностными показателями. Маломощные модели отличаются наличием физического магнита, закрепленного на корпусе. Второй магнит при этом создается с помощью коллекторно-щеточного узла, когда на якорную обмотку подается напряжение.
Вращающий момент возникает в результате непрерывной смены полюсов якорного магнита (при прохождении якоря через «магнитную нейтраль»). Этот эффект достигается следующим образом:
На более мощные движки физические магниты обычно не устанавливают, поскольку это сильно утяжеляло бы конструкцию. Чтобы создать постоянное магнитное поле, к шине питания (положительной или отрицательной) подключают стержни с обмотками, последовательным образом подсоединяя полюса одноименного типа.
Высокомощные коллекторные двигатели имеют некоторые конструктивные нюансы:
Коллекторами оснащены не все двигатели постоянного тока. Конструкция бесколлекторного агрегата включает в себя:
Движки, работающие без коллекторов, различаются по расположению магнитов, которые могут находиться:
Применение устройств типа Inrunner предпочтительно, если необходимы двигатели с малым количеством полюсов и большим числом оборотов. Движки системы Outrunner работают на малых оборотах и характеризуются большим моментом.
Что касается конструктивных особенностей, то двигатели первого типа отличаются простотой, поскольку статор может выступать также в роли корпуса. Устройство моторов Outrunner сложнее, поскольку вращается наружная часть агрегата. Двигатель может крепиться:
От размера и мощности магнитов, которыми оснащен двигатель, напрямую зависит, каков будет момент силы на валу.