Для того чтобы грамотно выполнять монтаж электродвигателей, поставляемых в собранном виде, достаточно следовать инструкциям завода-изготовителя или общепринятым правилам установки. Если транспортировка и хранение агрегата осуществляются согласно требованиям, нет необходимости предварительно разбирать механизм.
Подготовительные этапы
Сначала следует проверить фундамент. Для этого проводят инспекцию:
- состояния бетона;
- главных осевых размеров;
- высотных отметок опорных поверхностей;
- осевых размеров между отверстиями для анкерных болтов;
- размеров ниш в стенках фундамента;
- глубины отверстий.
Затем электродвигатель подготавливают к монтажу. Его помещают на щит в специально выделенном для этого помещении. Процедура состоит из следующих операций:
- наружного осмотра двигателя;
- чистки лап станин и фундаментных плит;
- промывки фундаментных болтов;
- проверки свойств резьбы;
- проверки состояния подшипников;
- визуального осмотра контактных колец, коллекторов, щеточного узла и выводов;
- проверки зазоров между разными узлами (крышка - вкладыш подшипника скольжения, уплотнение подшипника - вал, активная часть стали статора и ротора);
- тестирования свободного вращения ротора;
- замера сопротивления изоляции обмоток мегаметром;
- проверки на предмет отсутствия соприкосновения вентиляторов и крышек;
- осмотра изолированных подшипников и щеточной траверсы.
При отсутствии внешних повреждений электродвигатель продувают сжатым воздухом (для проверки подачи воздуха под нужным давлением струю направляют на любую поверхность). Если во время осмотра были обнаружены неисправности, ставится в известность ответственное лицо (управляющий монтажа, бригадир или мастер). По окончании проверки движок протирается смоченной в керосине ветошью.
Монтаж собранных электродвигателей
Монтаж собранных электродвигателей весом до 50 кг на низкий фундамент осуществляется вручную. Процедура состоит из двух этапов:
- Соединение двигателя с исполнительным устройством. Оно выполняется либо через ременную/зубчатую передачу, либо с помощью муфт. Независимо от способа соединения необходимо предварительно проверить уровнем положение мотора в горизонтальной плоскости в перпендикулярных направлениях. Специалисты предпочитают пользоваться «валовым» уровнем, так как благодаря особой форме он удобен для размещения на валу. Под лапы агрегата устанавливаются железные подкладки (деревянные в процессе использования деформируются). Параллельность валов вращаемого механизма и двигателя и соответствие ширины шкивов проверяют с помощью металлической линейки или узкого шнура.
- Центровка вала. Она необходима для устранения боковых и центровых смещений. Чаще всего для центровки используются радиально-осевые скобы. Угловые и боковые зазоры измеряют макрометром, индикатором или щупом. Если сумма значений четных и нечетных замеров равна или разница между ними составляет не более 0.4 мм, замеры считаются выполненными верно.
Фундаментные болты затягивают, начиная от оси симметрии опорной части и равномерно удаляясь к краям.
В процессе монтажа необходимо промыть подшипники. Для этого отвинчивают спускные пробки и убирают оставшееся на подшипниках масло, после чего пробки завинчивают. Затем в подшипники заливается керосин при одновременном вращении вручную ротора или якоря. Керосин сливается, и подшипники промываются маслом с целью удаления остатков керосина. В подшипники заливается свежее масло в объеме от 1/3 до 1/2 емкости ванны. Подшипники качения не требуют смены смазки.