Электродвигатель – достаточно сложный механизм, состоящий из множества узлов. Все они подвержены износу и могут прийти в неисправность как из-за неправильной эксплуатации, так и под влиянием внешних воздействий. Наиболее очевидный «симптом» поломки – перегрев двигателя. Он диагностируется достаточно просто – приложите руку к корпусу, и если не выдержите больше двух секунд – надо принимать меры. Ниже мы рассмотрим причины неисправности электродвигателей и возможные способы их диагностики и устранения.
Причины перегрева двигателя
Температура электродвигателя может превышать допустимую норму в следующих случаях:
- При перегрузке обмотки статора. Нагрев механизма спровоцирован потерями энергии в железных частях и медных обмотках статора. Долгая работа с нагрузкой, превышающей допустимую, приводит к потерям в обмотках и, как следствие, нагреву агрегата. Потери в обмотках в 2 раза превышают увеличение тока, который возрастает вместе с увеличением нагрузки. Чтобы вернуть температуру в норму, необходимо устранить перегрузки. Для определения уровня перегрузки используются токовые клещи или амперметр.
- Если вентилятор охлаждения не справляется со своей задачей. Воздух, прогоняемый через корпус движка, охлаждает его. Вентилятор может плохо работать из-за повреждения крыльчатки и нарушения целостности покрышек. Чтобы определить это, снимите защитный кожух над вентилятором. Вторая причина – засор в вентиляционных каналах и отверстиях. Иногда достаточно прочистить их вручную, в некоторых моделях необходимо разобрать корпус. Третья причина – неравномерный воздушный зазор между ротором и статором. Зазор может уменьшиться или увеличиться вследствие износа подшипников и вкладышей. Нужно замерить ширину зазора в нескольких местах, используя специальные щупы. Для устранения этой неисправности замените подшипники и вкладыши.
- При повышенной температуре окружающей среды. Критическая температура для нормальной работы большинства моделей электродвигателей – 35 градусов по Цельсию. Для обеспечения комфортной температуры следует установить искусственную вентиляцию или открыть двери и окна для притока свежего воздуха. Если температура на улице слишком высокая и снизить ее в помещении, где работает движок, невозможно, уровень его загрузки должен быть менее или равен 70% от номинальной мощности.
- При наличии локализованных очагов нагрева внутри механизма. Целая обмотка нагревается равномерно. В случае КЗ внутри обмоток статора или разрушения изоляции происходит точечный выброс тепла, источником которого будут большие токи короткого замыкания. При длительной работе повышенная температура «распространяется» на другие узлы механизма и вызывает общий перегрев двигателя. В итоге происходит сгорание обмоток. Межвитковое замыкание устраняется путем полной перемотки обмоток.
Во избежание вышеперечисленных проблем следует проводить регулярный профилактический осмотр электродвигателя.