Торможение электродвигателей должно осуществляться с надлежащей интенсивностью, это является важным фактором для безопасной эксплуатации агрегата, получения высокого КПД и правильного позиционирования рабочих органов.
Остановка двигателей может осуществляться следующими способами:
Каждый способ имеет свои преимущества, что дает возможность подобрать наиболее эффективный для реализации того или иного технологического процесса вариант.
Чтобы достичь максимально высокой точности при торможении двигателя, применяют динамический метод, который заключается в следующем:
Этот процесс можно сравнить с работой динамо-машин, чем и объясняется название метода. В процессе остановки двигателя в тормозных резисторах и обмотке статора происходит рассеивание тормозной энергии. Изменение тормозного момента можно регулировать, меняя значение подведенного к статорной обмотке напряжения.
Использование динамического типа торможения рекомендуется для остановки двигателей, обеспечивающих работу такого оборудования, как:
При использовании этого способа обмотки переключают таким образом, чтобы направление, в котором вращается поле, сменилось на противоположное. Вращение ротора относительно неподвижного магнитного поля (постоянного), которое создает статорная обмотка во время торможения, позволяет изменить направление тока в роторе и показатели электродвижущей силы, при этом:
Преимуществом данного метода можно считать тот факт, что противовключение позволяет обеспечить очень быстрое торможение.
Выбор рекуперативного метода целесообразен, если речь идет о моторах трамваев, электровозов, электромобилей, троллейбусов и т.п. При торможении работа двигателя осуществляется по принципу генератора, выработанная при этом энергия передается в энергосистему (через тяговую подстанцию) или в сеть.
Наряду с преимуществами, рекуперативная методика торможения имеет и недостатки, к которым относится зависимость тормозного момента от разности скорости и нейтрали. Эта разность может быть отрицательной (если нейтраль выше, чем скорость транспортного средства). В результате трамвай или троллейбус переходит в режим торможения, но продолжает двигаться. Это может создавать дискомфорт (резкие толчки при движении, вызванные скачками напряжения).